Ну вот ребята, предлагаю рассмотреть еще одну тему на наш двухтакник. Тема эта архиважна товарищи , от данной системы очень зависит мощность и экономичность двигателя. Итак начну из далека , то есть с теории, пока не забыл чему учили, все-таки возраст...
В глушителе происходит сложное пульсирующее возвратно-поступательное движение волн газов, имеющее определенную частоту.
Для оптимально подобранного глушителя необходимо, чтобы к моменту закрытия выпускного окна обратная волна обеспечила возврат части отсосанной рабочей смеси в цилиндр. Иначе говоря, требуется достижение резонанса или согласования частоты собственных колебаний волны газов с частотой импульса этой волны на выпуске, т. е. с числом оборотов двигателя.
Но так как частота собственных колебаний волны зависит еще и от параметров глушителя (сечения, длины), а также от температуры газа в глушителе, необходим их тщательный подбор.
В глушителе такой важнейший параметр, как общая длина, подбирается изменением длины выпускной трубы и цилиндрической части глушителя.
В наших с вами вартбургах используется двигатель, рассчитанный на некие условия эксплуатации, потому и возможности моторов, условно говоря, — по показателям экономичности, долговечности, токсичности отработавших газов. На получение таких показателей и приспособлена технология массового производства, а это те рамки, которые порой сковывают конструкторов по рукам и ногам. Поэтому прок от индивидуальной доводки будет. Остается правильно поставить задачи и правильно их решить.
Формулы для расчета глушителей двухтактников существуют, но они громоздки, трудно учесть все факторы. Хотя бы погодные. Не замечали, как меняется работа двигателя при изменении температуры воздуха или влажности? Или температура выхлопных газов: мало того, что в точке возле выпускного окна она не постоянна и сильно зависит от режима работы двигателя. Газы, двигаясь внутри резонатора, вначале расширяются, остывая при этом, а затем, сжимаясь в обратном конусе, вновь нагреваются и т. д. А ведь в основе расчета глушителя стоит скорость звука в выхлопных газах, которая напрямую зависит от температуры. Что же это за основа, если она постоянно меняется! Вот и остаются эти формулы на страницах диссертаций. Даже на заводах глушители рассчитывают упрощенным методом, потом доводят систему выпуска! на стенде, а затем, после дорожных испытаний, все равно что-то переделывают. ‘
Резонатор не может обеспечить прирост мощности во всем диапазоне оборотов. Его настраивают на тот режим, при котором стремятся получить прирост крутящего момента (а не мощности!). При этом волна выхлопных газов должна успеть пройти через весь резонатор, отразиться от обратного конуса и вернуться к выпускному окну в тот момент, когда оно еще открыто, а продувочные окна уже закрылись. Если волна придет раньше, то загонит часть рабочей смеси обратно в продувочные каналы. Если позже, — часть рабочей смеси успеет вылететь в трубу (выхлопную). И в том, и в другом случае крутящий момент (а, значит, и мощность) уменьшится. Самый важный размер — L (общая длина выпускной системы от выпускного окна до конца обратного конуса) можно рассчитать по формуле:
L=[(аПРОД+аВЫП)/720*1/n*33600]/2
где: аПРОД — фаза продувки (град.)-
аВЫП — фаза выпуска (град.)- n — обороты двигателя, на которых надо получить прибавку крутящего момента (об/мин)-
33 360 м/мин — принимаемая средняя скорость волны газов в выхлопной трубе.
Чтобы получить аПРОД и аВЫП, снимите головку цилиндра и закрепите на блоке зажигания транспортир (его центр должен строго совпадать с осью вращения коленвала). На блоке сделайте начальную метку и, поворачивая, коленвал по ходу вращения, отмечайте углы, при которых кромка днища поршня окажется у верхнего края продувочных и выпускных окон.
Длина должна составить 20-28% от общей длины- передний (прямой) конус — 32-38%- цилиндрическая часть — 8-10% и обратный конус -30-35%. Диаметр — 63-70% от диаметра цилиндра, а площадь сечения трубки глушащей части — 65-75% от площади сечения . Диаметр средней цилиндрической части можно подсчитать, зная диаметр и длину переднего конуса.
Воспользовавшись знаниями из школьного курса тригонометрии, получим формулу:
ДСР =ДКОЛ + 0,21 *(умножить) LП.К.
где: Дср — диаметр средней цилиндрической части- Дкол — диаметр — LП.К. -длина переднего конуса.
Так глушак рассчитали, теперь бы его сделать надо.
Колено выпускной трубы может быть изготовлено из прямой тонкостенной (1-1,25 мм) трубы либо подбором имеющегося колена от серийного вартбурга. Если делаем с нуля то, радиус выгиба выпускной трубы подгоняется по вартбургу и зависит от места расположения резонатора.
Чтобы изогнуть по нужному радиусу выпускную трубу, ее следует заварить с одного конца, наполнить сухим песком и плотно забить с другого конца деревянной пробкой.
Взять две паяльные лампы, разжечь их. Нагрев трубы производить по наружному радиусу, оставляя внутренний более холодным. Изгибать трубу следует медленно, чтобы не было трещин и складок, все время, сверяя радиус изгиба с заранее изготовленным шаблоном. Изгиб выпускной трубы можно производить на слесарных роликах, можно залить канифолью, водой и заморозить, и гнуть без нагрева.
Готовое изогнутое колено подгонять на моторе по месту, так чтобы оно плотно входило в выпускной патрубок и глушитель, не мешало повороту переднего колеса и хорошо вписывалось в конструкцию автомобиля. Для надежного крепления выпускной трубы к ней приваривается кронштейн крепления, а также ушко для страховки от сползания .
Прямой конус и глушитель изготовляются из листовой стали толщиной 0.7-1 мм.Почему именно такой толщины, а все просто " как трусы за рубль двадцать" металл должен резонировать, возьмете толще металл и резонация будет слабее.
Желательно, чтобы глушитель был как можно ровнее и располагался в одной плоскости. Допускаются небольшие повороты отдельных частей глушителя при подгонке .
Следует уделить также внимание на крепление глушителя к раме . К глушителю привараются специальные кронштейны с овальными отверстиями под болты крепления. Толщина материала кронштейна 2,5 — 3 мм. Желательно делать два таких кронштейна, с тем, чтобы надежней было его крепление. Крепление выпускной системы должно быть не менее чем в двух точках, лучше в трех. Болты крепления глушителя желательно шплинтовать или ставить на них контргайки. Глушитель и выпускную трубу следует окрашивать в черный цвет. Желательно использовать огнеупорные краски. Но можно применять и нитрокраски. Но опять есть " НО" слой краски должен быть настолько ничтожно тонким, чтоб не оказать дополнительную жесткость на стенки резонатора. Из примера был у нас один случай , купили у спортсмена кроссовый мотоцикл с двухтактным мотором и неокрашенным резонаторм . Очень резвый был , радовались ...для эстетики покрасили с балончика резонатор и тут он устал ,перестал быть таким резвым начали ковырять карбюратор, зажигание ...ну нет такой мощности, спросили у спортсмена что может быть, а он говорит давайте по-подробнее что делали с мотором , мы говорим практически нечего , резонатор задули ! ... Вот вам и причина !!!
Для изготовления выкроек конусов необходимо сделать маленькие расчеты и начертить эскиз развертки .
Например, нужно подсчитать длины развернутых окружностей входа и выхода в диффузор с тем, чтобы отложить их на радиусах, проведенных через точки пересечения дуги и концов конуса:
? * d1 = 3.14 *40 = 125.6 мм- ? * d = 3,14 * 90 = 282,6 мм
d1 = 44 мм- d = 90 мм
По развертке согнуть нужный диффузор, сварить, отрихтовать. Развертка заготовки для цилиндрической части подсчитывается:
? * d =3,14 90 = 282,6 мм.
Для изготовления глушителя вырезаются заготовки , сгибаются конусы и цилиндр. Автогенной сваркой производится прихватка, рихтовка конуса, окончательная сварка шва — встык.
Сварку производить горелкой малого размера (N 0, N 1) и тонкой проволокой толщиной 1,5-2 мм. После сварки деталей произвести окончательную рихтовку и подгонку частей глушителя друг к другу и по месту на раме мотоцикла.
Разметить, померить, прихватить по месту и, только убедившись, что все подогнано правильно, окончательно заварить круговые швы.
Опять же сварные швы должны быть настолько тонки и прочны , чтоб не оказывать дополнительного давления и не быть ребрами жесткости. Из опыта спортсменов первый конус на резонаторе они делают около 12% , а последний зависит от того на каких оборотах нужна мощность , если на низах то второй конус будет короче , если на высоких или максимальных то равным или более длинным.
Отредактировано одессит (2017-08-26 12:54:56)