В Минске на вокзале я всегда видел строчку в расписании поездов. Москва - Вюнсдорф. Поезд ходил ежедневно. Мои годы в Вюнсдорфе прошли, когда я был еще ребенком. Я закончил там три класса школы, и мы вернусь в Союз в 1975-м. В Минск.
Прошло 30 лет, прежде чем я смог снова пройти по местам своего детства. Это было интересно, т.к. масштаб местности стал разным для 10-летнего пацана и для 40-летнего мужчины. Я приехал в Берлин ночью, и у меня еще был день до начала командировки в другом городе. Естественно, я потоптался по ночному Берлину (это было интересно), а утром поехал на электричке в Вюнсдорф-Вальдштадт. Примечательно, но возле железной дороги я видел косуль, и вспомнил, что косули частенько оказывались на окраине наших военных городков.
Побродив по местам, я нашел свой детский сад, школу, спортзал. Уже нет бассейна, где я научился плавать, а в гарнизонной бане теперь магазин и музей военной истории. А потом я зацепился разговором за сотрудника, и узнал, что вот-вот соберется группа на экскурсию, туда, где работал мой папа, прапорщик связи ЗАС в то время. То, что я увидел, был мне интересно, познавательно. К слову, папа никогда не рассказывал. Даже после объединения Германии. После экскурсии я еще разок прошел возле своего дома. Вертолетная площадка между городками летчиков и танкистов заросла настолько, что о ее наличии я мог только вспоминать. А я возле нее маслят собирал... когда-то. После ухода советских войск городок пришел в запустение. И иногда это выглядит как чернобыльская зона. Потом люди стали его обживать, но как-то неравномерно. То стоит дом с выбитыми стеклами и кустарником до 2-го этажа, то приличный ухоженный дом с двориком и газоном.
Недалеко от бани я нашел музей мотоциклов. Зашел, посмотрел. Поговорил с пожилыми немцами, сидевшими рядом с входом. Они жалеют об уходе войск, как ни странно. Понять можно, многие имели работу на наших объектах. А сейчас редкие туристы... Промышленных объектов тут нет, наш танковый ремонтный завод увезен. Много зданий, а заняться людям нечем. Хотя, говорят, ФРГ выделило миллионы евро на поддержание этого района, но как обычно, "все было украдено до нас"... Уезжал с грустью, в большей части за то, что этот некогда хорошо организованный город пришел в запустение...